Oil-Ok у Facebook     Oil-Ok у Instagram      
Багажник знань    Контакти Доставка та оплата
Oil-Ok у Facebook     Oil-Ok у Instagram      
Багажник знань
інфо
  
корзина
Недорогі АКБ |  40-54 Ач |  55-70 Ач |  70-90 Ач |  90-110 Ач |  Грузові |  AGM гелеві |  Мотоциклетні  |  Лодочні



Моторное масло: термины и определения

27.10.2016

"Производители и продавцы моторных масел оперируют специальными терминами, которые редко встречаются в обиходе. Что означают например, самые часто употребляемые?"

Присадка (Additive)
Соединения, смешанные с базовым маслом для того, чтобы улучшить его свойства и добавить новые характеристики. Все моторные масла содержат добавки, независимо от того являются они синтетическими или минеральными. Например:
Моющие добавки используются для очистки и нейтрализации примесей, которые вызывают отложения на жизненно важных частей двигателя. Типичные моющие средства - сульфонаты магния.
Ингибиторы коррозии замедляют окисление металла внутри двигателя.
Антиоксидантные добавки замедляют деградацию масла из-за окисления. Представляют собой органические амины и фенолы .
Дезактиваторы металлов создают пленку на металлических поверхностях, чтобы предотвратить окисление масла от соприкосновения с металлом.
Модификаторы трения (дисульфид молибдена), используются для повышения экономии топлива за счет снижения трения между подвижными частями.
Противоизносные присадки создают пленку на металлических деталях, дополнительно их разделяя при нагрузках. Обычно используются диалкилдитиофосфат цинка.
Диспергаторы держат загрязняющие вещества суспендированными в масле, чтобы предотвратить их осаждаемость на деталях двигателя .
Антипенные агенты (пеноуничтожающие реагенты) ингибируют образование пузырьков воздуха и пены в масле, которое может привести к потере смазки и точечной коррозии.

Базовое масло (Base Oil)
Базовое моторное масло — это моторное масло без присадок. Все базовые моторные масла делятся на следующие группы:
I — базовые масла, которые получены методом селективной очистки и депарафинизации растворителями нефти (минеральные)
II — высокоочищенные базовые масла, с низким содержанием ароматических соединений и парафинов, с повышенной окислительной стабильностью - масла прошедшие гидрообработку (улучшенное минеральное)
III — базовые масла с высоким индексом вязкости, полученные методом каталитического гидрокрекинга (кряки)
IV — синтетические базовые масла на основе полиальфаолефинов (ПАО)
V — другие базовые масла, не вошедшие в предыдущие группы (сложные эфиры (эстеры), гликоли и др.)
Большинство современных масел основано на смеси нескольких групп базовых масел ( 50%-80% гидрокрекинг, 10-20% ПАО, 5-10% эстеры), что позволяет сгладить недостатки отдельных групп базовых масел.

Общее щелочное число, TBN (Total Base Number)
Выражается в термине, который означает эквивалентное количества миллиграммов гидроксида калия на грамм образца масла (мг КОН / г) Значение TBN работающего в двигателе масла будет постепенно падать с течением времени. Тестирование значения TBN образцов такого масла, может дать полезную информацию о его работоспособности и раннего предупреждения развивающихся проблем (коррозия).

Моющая добавка (Detergent Additive)
Добавка смешивается с топливом и смазочными материалами для того, чтобы держать двигатель в чистоте. Наиболее используемые моющие присадки в моторных масел являются так называемые "металлические мыла", которые имеют достаточное количество базовых резервов для нейтрализации кислот, образующихся в процессе работы двигателя.

Температура потери текучести (Pour Point)
Указывает при какой температуре потеряется текучесть масла. Высокая температура застывания, как правило, ассоциируется с высоким содержанием парафина в масле. Минеральные масла имеют высокую температуру застывания. Синтетические и гидрокрекинговые масла обладают рекордно низкими температурами застывания.

Диспергатор (Dispersant Additive)
Добавка, которая удерживает твердые загрязняющие вещества в коллоидной суспензии, таким образом, предотвращает налипание лака на деталях двигателя. Эта добавка, как правило, неметаллическая,беззольная и используется вместе с моющими присадками.

DPF сажевый фильтр (Diesel Particulate Filter)
Представляет собой физический фильтр, который уменьшает содержание твердых частиц в выхлопных газах. Обычно удаляют из выхлопа 85% и больше сажи.

Залегание колец (Ring Sticking)
Залегание поршневых колец приводит к потере их подвижности. Происходит это по причине скопления нагара от сгоревшего масла, которое сильно забивает канавки в поршне, что и приводит к залипанию колец внутри гнезд. В этом случае обязательно ухудшаются уплотнения между поршнем и цилиндром. Двигатель теряет компрессию, не развивает положенную мощность, поскольку не происходит достаточной степени сжатия рабочей смеси.

EGR рециркуляция выхлопных газов (Exhaust Gas Recirculation)
Система предназначена для снижения выбросов: оксида азота NOx. Он обеспечивает рециркуляцию выхлопного газа во впускной коллектор, разбавляя смесь топлива и воздуха и уменьшая образование оксида азота NOx.

Противозадирная присадка (EP Additive) 
Добавка, которая предотвращает заклинивание поверхностей скольжения в экстремальных условиях давления.

Рафинирование (Refining)
Ряд процессов, с помощью которых сырая нефть превращается в нефтепродукы. Это термический крекинг, каталитический крекинг, полимеризация, алкилирование, риформинг, гидрокрекинг, гидроформинга, гидрирование, обработка водородом, экстракция растворителем, депарафинизации, обезжиривание, обработка кислотой, фильтрация через глину, деасфальтизация.

Антипенная добавка (Anti foam additive)
Добавка для снижения пенообразования. Обыно это силикон, который разрушает пузырьки на поверхности и уменьшает количество мелких внутренних пузырьков.

Зола (Ash)
Металлический остаток. Формируется за счет высокой температуры в камере сгорания двигателя и на других частях двигателя.

HTHS (High Temperature High Shear)
Минимальная динамическая вязкость при температуре 150 °C и высокой скорости сдвига.

Каталитические преобразователи (катализаторы) Catalytic Converters
Окислительные каталитические нейтрализаторы созданы для удаления углеводородов из выхлопных газов, уменьшая выбросы NOx. Содержат благородный металл (платину, палладий или родий), который может портиться свинцом и фосфатами, присутствующими в топливе и смазочных материалов.

Смазывание (Lubrication)
Снижение трения и износа с использованием снижающего трение слоя. Этот слой может быть жидким, твердым или пластичным.

Кинематическая вязкость (Kinematic Viscosity)
Сопротивление масла под действием силы тяжести. Обычно измеряется при 40 °C и 100 °C.

Лакирование (Varnish)
Тонкий, нерастворимый, не смывающейся слой на внутренних частях двигателя. Может привести к прилипанию и разрушению движущихся частей двигателя.

Противоизносная присадка (Anti-Wear Additive)
Добавка, которая создает тонкий слой с хорошими адгезионными свойствами, с тем чтобы не допустить контакта металл-металл при высокой нагрузке.

Замедлитель коррозии (Corrosion Inhibitor)
Добавка, которая защищает смазанные металлические части от химических атак, вызванных водой или других загрязняющих веществ.

Температура вспышки (Flash Point)
Минимальная температура, при которой жидкость начнет возгораться (вспышки), но прежде, чем она будет гореть непрерывно. Температура вспышки является важным показателем при определении опасности пожара.

Шламы, шлаки (Oil sludge)
Густой темный остаток, который накапливается на неподвижных внутренних частях двигателя. Нерастворимые примеси в масле ускоряют его накопление.

Окисление (Oxidation)
Происходит, когда масло или смазка реагирует с кислородом. Процесс ускоряется под воздействием тепла, света, металлических катализаторов, воды, кислот или присутствием твердых примесей.

Устойчивость к окислению (Oxidation stability)
Сопротивление моторного масла окислению. Влияет на жизнь продукта, как в хранении так и использовании.

Общее кислотное число, TAN (Total Acid Number)
Представляет собой измерение кислотности, которое определяется количеством гидроксида калия в миллиграммах, которое необходимо для нейтрализации кислот в одном грамме масла (мг KOH/г)

Трение (Friction) 
Сопротивление, которое происходит, когда один объект перемещается на другой объект. Трение зависит от гладкости поверхностей скольжения и силы, чтобы прижать их друг на друга. Трением называют силу сопротивления относительного движения твердых поверхностей, слоев жидкости, смазочных материалов относительно друг друга

Синтетическое моторное масло (Synthetic Lubricant)
Смесь из нескольких групп базовых масел с добавлением пакета присадок и полимерных модификаторов вязкости.

Прокачиваемость (Pumpability)
Низкотемпературное свойство масла, которое определяет: в какой степени это масло способно течь при низких температурах, прокачиваемое масляным насосом.

Всесезонное масло (Multigrade Oil)
Моторное или трансмиссионное масло, которое отвечает требованиям более чем одного уровня SAE (например 5W-30) вязкости и может быть использовано в более широком диапазоне температур.

Трибология (Tribology) 
Направление материаловедения. Наука изучающая проблемы смазки, смазывающих материалов, трения, износа.

Вязкость (Viscosity) 
Вязкость является свойством жидкостей (смазок), возникающие в результате столкновений между соседними частицами, которые движутся на разных скоростях. Жидкость называется вязкой, если ее вязкость существенно больше чем у воды.

Индекс вязкости (Viscosity index) 
Произвольная мера для измерения вязкости масла с учетом изменений температуры. Моторное масло с более высоким индексом вязкости меняет свою вязкость в меньшей степени при повышении температуры.

Модификатор вязкости (Viscosity modifier)
Полимеры, которые добавляют в базовое масло для улучшения его характеристик: снижает процесс уменьшения вязкости масла при повышении температуры в двигателе. Модификаторы вязкости улучшают индекс вязкости масла.