04.12.2016
"Правда, что жизнь моторного масла сокращается вдвое за каждые 10 градусов по Цельсию увеличения рабочей температуры двигателя?"
Да, это верно. Шведский химик 19-го века Сванте Аррениус получил Нобелевскую премию за свое уравнение, описывающее зависимость между температурой и скоростью большинства химических реакций. Формулу называют Правило Аррениуса. В нашем случае, при повышении температуры смазочного материала на 10°С, он будет деградировать (окисляться) в два раза быстрее. При повышении на 20°С - в 4 раза быстрее, и т.д.
Существует целый ряд проблем, связанных с перегретым маслом:
- ускоряется разложение и масла и добавок в нем;
- некоторые добавки улетучиваются в атмосферу;
- модификаторы индекса вязкости, будут меньше влиять на вязкость;.
- повышенная температура трущихся узлов рвет масляную пленку, вызывая ускоренное истирание и задиры;
- горячее масло сокращает срок службы фильтров и уплотнений и ускоряет процесс коррозии;
- перегретые смазки склонны к утечкам;
- при повышенных температурах базовые масла отделяются от загустителей;
- на поверхностях деталей с высокими температурами могут образовываться смолы и лак.
Тепло увеличивает частоту столкновений молекул и энергию реакций.
С маслами, химические реакции при повышенной температуре, приводят к деградации базовых масел и присадок. Присутствие таких примесей, как вода и частицы металла могут значительно ускорить процесс. Для большинства минеральных масел, энергия активации окисления будет удвоена за каждые 10°С увеличения температуры.
Примером ускорения-замедления реакций является обычный бытовой холодильник. В нем продукты по прежнему портятся из-за химических реакций, таких как окисление, но... гораздо медленнее. При комнатной температуре пища будет портиться в 142 раза быстрее, чем холодильнике. Другими словами, скорость реакций окисления в морозильной камере значительно медленнее, чем при комнатной температуре.
Так что же произойдет, если позволить моторному маслу деградировать? Окончательный распад молекул будет неизбежным. Когда это произойдет, в моторе окажутся вредные для его "здоровья" продукты распада масла например, карбоновые кислоты. Они считаются относительно слабыми, но если они будут находиться в двигателе достаточно долго, мотор начнет ржаветь. Затем, сильно окислившееся масло начнет формировать шлам и лак на деталях. Шлам и лак может привести к засорению фильтров, масляной системы, клапанов и т.д. В конце мотор просто выйдет из строя.