Сервис для аккумулятора в Киеве: диагностика, проверка, зарядка, восстановление
    Oil-Ok на Facebook     Oil-Ok youtube video channel  
Багажник знаний    Контакты Доставка и оплата
Oil-Ok на Facebook     Oil-Ok youtube video channel  
Багажник знаний
инфо
  
корзина
Недорогие АКБ |  40-54 Ач |  55-70 Ач |  70-90 Ач |  90-110 Ач |  Грузовые |  AGM гелевые |  Низкие



Неисправности, повреждения автомобильного аккумулятора: причины и их устранение

19.04.2017

"В результате чего в аккумуляторах происходят различные поломки: вздутие корпуса, короткое замыкание, помутнение электролита, саморазряд и другие повреждения стартерной батареи?"

Перезаряд автомобильного аккумулятора

Перезаряд вызывает чрезмерное газообразование, разрушающее активный материал пластин, в особенности положительных. Оползая вниз в промежутках между сепараторами и пластинами, этот материал оседает на дне или в сепараторах в виде коричневого осадка.

Перезаряд повышает температуру батареи, которая может вырасти до такой степени, что станет разрушительной для электродов. Известны случаи коробления пластин-электродов за счет черезмерного заряда, хотя он не является единственной причиной коробления.

Перезаряд, сопровождаемый чрезмерным выделением газов, вызывает бесполезную потерю воды в электролите, требуя постоянного наблюдения за тем, уровень электролита поддерживался в АКБ на должном уровне. 

Недозаряд АКБ

Постоянный недозаряд батареи вызывает постепенную порчу элементов. Это обнаруживается благодаря несколько более светлой окраске пластин. Материал, осаждающийся на дне сосуда при систематической недозарядке, представляет собой обычно тонкий белый порошок, состоящий главным образом из сульфата свинца. Часть этого вещества осаждается всякий раз, когда элемент заряжается вновь. Последствие систематического недозаряда обычно состоит в том, что один или несколько элементов истощаются раньше других и в ряде случаев могут вывести из строя и эти последние. Если это случилось, то наилучшим средством явится заряд батареи, продолжающийся до тех пор, пока все элементы снова будут доведены до нормального состояния.

Недостаточный заряд является одной из самых обычных причин коробления пластин!  Сульфат свинца занимает больший объем, чем основной материал, и избыток его вызывает деформацию пластин.

Коррозия соединений (бареток) между пакетами пластин

Корродированные зажимы часто препятствуют достаточной отдаче тока батареей. Причиной этого являются продукты коррозии, отлагающиеся слоем между зажимом и зажатым соединением и не проводящие электрический ток. Образовавшаяся пленка коррозии обыкновенно не мешает заряду батарей или использованию их для небольших нагрузок (свет лампочек автомобиля), но она создает большое сопротивление при прохождении сильных токов, требуемых для пуска мотора. 

Трещины в корпусе аккумулятора

Треснувшие или разбитые банки закрытых батарей обычно узнаются по утечке электролита через трещину в корпусе или же, если трещина мала, то по повышенному сравнительно с другими элементами количеству воды, которое периодически приходится добавлять в них. В этом случае электролит элемента все более разбавляется водой, что приводит к уменьшению емкости элемента. Как только в корпусе аккумулятора обнаружена повреждение, лучшее решение заменить аккумулятор (в некоторых случаях трещину возможно запаять).

Трещины в перегородках между элементами в батареях, заключенных в моноблоки из пластмассы, обусловливают постепенный разряд одного или двух элементов, утечка тока в этом случае происходит через электролит. Обнаружить такую трещину возможно лишь наблюдая за АКБ довольно долго.
Первым симптомом такого повреждения обычно является неспособность батареи держать заряд и различие в степени заряда отдельных элементов. Такой аккумулятор должен быть заменен.

Короткое замыкание в автомобильном аккумуляторе

Короткие замыкания внутри элемента могут возникнуть в результате повреждения одного или нескольких сепараторов между положительными и отрицательными пластинами при накоплении осадка на дне сосуда или, в редких случаях, благодаря образованию над верхушками сепараторов древовидных наростов (дендритов) свинца, которые могут вызывать соединение отрицательных пластин с положительными.

Дендриты могут получиться в результате двух причин:

1) частицы массы, поднятые газами во время заряда, осаждаются на верхних кромках пластин и образуют мостики поверх сепараторов;
2) наросты могут вызываться также присутствием в материале решеток некоторых примесей, например, кадмия, способствующих образованию этих наростов в боковой и нижней части элемента. 

Решетки из чистого свинца также имеют тенденцию к образованию древовидных наростов в направлении от отрицательных пластин к положительным. Присутствие специальных легатов в материале решетки нейтрализует эту тенденцию.

Признаки короткого замыкания внутри батарей:
а) уменьшение плотности электролита, несмотря на то, что батарея получает нормальный заряд;
б) быстрая потеря емкости после полного заряда, саморазряд;
в) низкое напряжение в разомкнутой цепи, НРЦ.

В случае подтверждения короткого замыкания между пластинами в банке аккумулятора, его требуется заменить.

Изношенные пластины-электроды

Изношенные пластины обычно узнаются по заметному уменьшению емкости батареи, несмотря на то, что она получает нормальную зарядку. Если напряжение и плотность электролита в банках быстро поднимается до своей нормальной величины (14,4 Вольт) при зарядке и в то же время при разряде можно получить лишь небольшую емкость, то ясно, что батарея изношена. 

Пониженный уровень электролита в АКБ

Если уровень электролита в течение продолжительного времени остается ниже верхней части пластин, то возникает ненормальное сульфатирование, искривляющее пластины. Это является обычно результатом небрежности в добавлении воды для возмещения потерь ее путем испарения. Если только это вредное действие не зашло слишком далеко, то достаточно наполнить элементы водой до требуемого уровня и предоставить батарее продолжать ее нормальную работу.

Ни при каких обстоятельствах не следует добавлять электролит, если только заведомо не известно, что имели место потери электролита из элемента. 

Искривленные пластины аккумулятора: причины

Замерзание аккумулятора

В некоторых случаях замерзание может стать гибельным для пластин, однако все же нельзя считать, что оно непременно должно повредить батарею. При замерзании кристаллы воды выделяются из электролита. Они производят некоторое расширение активного материала пластин, особенно тогда, когда поры пластин закупорены сульфатом свинца, образовавшимся в результате продолжительного стояния батареи в разряженном состоянии. Пластины при этом могут искривиться, а активный материал выпасть из решетки.

Замерзание возможно только в разряженных батареях! 

Загрязнения электролита

Загрязнения в электролите могут получиться или от примесей, которые первоначально имелись в серной кислоте или пластинах, или же они появляются позже случайно, например, при пользовании не вполне чистой водой для возмещения ее потерь через испарение или при заряде. Аккумуляторные батареи в особенности чувствительны к некоторым видам загрязнений. Самой обычной металлической примесью в электролите аккумуляторных батарей является железо. Оно вызывает разряд пластин, окисляясь до окисного состояния у положительных пластин и восстанавливаясь до закисного состояния у отрицательных. В течение этого процесса железо переносится от одной пластины к другой, но не отлагается ни на одном из электродов. 

Выкрашивание активной массы положительной пластины

Выкрашивание активного материала.  Одним из дефектов пластин является выкрашивание из них частей активного материала. Это явление, наблюдаемое очень часто у положительных пластин, но встречающееся также и у отрицательных, может быть вызвано различными причинами. из которых наиболее обычны следующие: активный материал не имеет достаточно хорошего контакта с решеткой; пластина была слишком густо намазана пастой и поверхность ее была вздута образовавшимися во время заряда газами; активный материал был слишком жестким и потрескался, когда пластина высыхала или же после формирования; активный материал растрескался вследствие чрезмерной сульфатации. В большинстве случаев причина повреждения лежит в самой пластине. 


Сульфатация пластин автомобильного аккумулятора

Слово «сульфатация»  означает образование сульфата свинца на поверхности и в порах активного материала пластин. Образование сульфата является естественной частью процесса разряда. Этот сульфат тонко кристалличный и легко восстанавливается зарядным током. Сульфатация в этом смысле, составляя необходимую часть работы батареи, не является источником повреждения.

Но свинцовый сульфат может образоваться также и в результате местного действия или саморазряда пластин. Сульфатация может быть также вызвана паразитными токами или действием кислотного раствора на материалы пластин. Интенсивность, с которой протекает сульфатация, в этом случае зависит от концентрации и температуры электролита. Будет ошибкой добавлять кислоту в элемент, если только к концу заряда не установлена действительная необходимость такой добавки; в противном случае удельный вес в конце заряда становится ненормально высоким, и тогда можно ожидать лишь усиления сульфатации. При должном внимании сульфат свинца, образующийся в результате местных реакций, легко устраняется действием зарядного тока, несмотря на то, что его кристаллы, по всей вероятности, более крупные, чем те, которые образуются в результате разряда батареи. Некоторые из примесей в электролите увеличивают скорость сульфатации пластин.

Третье и возможно наиболее распространенное значение термина «сульфатация» применяется в случае образования больших кристаллов и даже корки сульфата свинца; такая сульфатация является результатом небрежности или неправильного ухода за батареей. Чрезмерное сульфатирование этого рода трудно устраняется и может испортить пластины.

Когда поры пластин закупориваются сульфатом, активный материал может быть выдавлен из решеток, а пластины при этом искривляются. Активный материал положительных пластин, подвергшихся сульфатации, часто приобретает светлую окраску, причем появляются белые пятна сульфата. Однако окраска не всегда является надежным признаком. Она может быть совсем темной, и о наличии избытка сульфата можно узнать лишь по жесткой шероховатой поверхности и по своеобразному ощущению при растирании материала между пальцами, сходному с аналогичным ощущением от песка. Сульфатированные отрицательные пластины также жестки, расширены и песчанисты. Они не дают ясной металлической черты, если по прочертить ножом.

Сульфатация этого рода является результатом небрежности, например:

- батарея стояла в течение значительного времени в разряженном состоянии;
- не делалось ТО, хотя сульфатация элементов была очевидной;
- проводили доливку электролитом, когда требовалась доливка водой;
- батарея работала при чрезмерно высоких температурах;
- АКБ систематически недозаряжалась.

Чрезмерного сульфатирования можно избежать при надлежащем внимании к АКБ. Склонность свинцовых батарей к сульфатированию сильно преувеличивается благодаря неправильному их «лечению», которое в действительности часто лишь усиливает повреждение.

Когда батарея стоит в разряженном состоянии, то сульфат как будто бы твердеет и становится более плотным. Кристаллы сульфата растут, сильно расширяя активный материал, и в этом состоянии их крайне трудно восстановить зарядным током. Так как сульфат свинца трудно растворим в сернокислотном электролите и его растворимость возрастает с повышением температуры, то температурные колебания, которым подвергается батарея в период бездействия, могут играть значительную роль в образовании этого твердого сульфата.

Сульфатация верхней части отрицательной пластины аккумулятора

Сульфатация верхней части отрицательной пластины показывает влияние слишком низкого уровня электролита. Когда температура батареи возрастает хотя бы слегка, то небольшие кристаллы сульфата свинца растворяются. Когда же температура снова падает, свинцовый сульфат медленно выкристаллизовывается, при этом некоторые из кристаллов, без сомнения увеличивают свои начальные размеры; кроме того, росту кристаллов, как это хорошо известно, способствует медленная кристаллизация. В результате таких температурных изменений крупные кристаллы вырастают за счет более мелких. 

Последствия чрезмерной сульфатации пластин, находившихся в течение двух лет в разряженном состоянии:

- трещины в решетке положительной пластины;
- выпадение активной массы из решетки отрицательной пластины;
- кристаллы сульфата на положительной пластине;
- кристаллы сульфата на отрицательной пластине.

Коррозия решетки

Это явление наблюдается у положительных пластин. Повреждение начинается с того, что вдоль ребер решетки появляются полосы сульфата. Активный материал изолируется от решетки и не может быть заряжен. Это явление может быть результатом усадки активного материала при высыхании пасты, если неправильно был рассчитан ее состав, или же может быть вызвано действием органических веществ, или же некоторых кислот, присутствующих в виде примесей в электролите. Таковы, например азотная, соляная и уксусная кислоты. В таких условиях пластины не могут удовлетворительно работать и должны быть заменены новыми. Коррозия, признаками которой являются хрупкие решетки с размягченным материалом у положительных пластин и грубым песчанистым – у отрицательных, объясняется чрезмерно высокой плотностью электролита или же повышенной температурой, превосходящей допустимую.

В худших случаях наступает формирование решетки. Она частично превращается в двуокись свинца и становится весьма хрупкой; активный материал остается совершенно разряженным, и пластина распадается на куски.

Перемена полярности в аккумуляторе - переполюсовка

Перемена полярности может быть вызвана переразрядом элемента, обладающего недостаточной емкостью и соединенного с другими элементами большей емкости и более полно заряженными. Переполюсовка является также результатом заряда батареи в ошибочном направлении, причем в этом случае полярность изменяется во всех элементах. После такого заряда активный материал становится на ощупь грубым. Пластина, частично переполюсованая, содержит как положительную, так и отрицательную активную массу и подвержена сильному саморазряду. В аккумуляторах старой конструкции до 2000 года, перемена полярности пластин использовалась для того, чтобы восстановить их емкость.

Идея пользы переполюсовки в батареях прошлых времен в том, что губчатый свинец этих пластин с течением времени сжимается и твердеет, причем пластина теряет значительную часть своей емкости. Обратив ее в положительную и затем снова восстановив ее в отрицательную, можно в значительной степени увеличить емкость пластины.

Перемена полярности в современных батареях  только ухудшит качество батареи из-за разного химического состава положительных и отрицательных пластин: распушителей, органики, легатов и т.п. 

Рост положительных пластин

Положительные пластины в процессе работы постепенно теряют активный материал, одновременно с чем идет образование нового активного материала. Если этот процесс протекает на поверхности пластины беспорядочно, то так как двуокись свинца занимает больший объем, чем свинец, из которого она образуется, это вызывает рост и искривление пластин. Другой причиной роста считают сжатие, которому подвергаются свинцовые листы, когда они прокатываются. Встречаются пластины, выросшие на несколько сантиметров в длину и несколько меньше в ширину.

Усадка отрицательных пластин

Поверхность отрицательных пластин в течение процесса заряда и разряда находится в состоянии непрерывного изменения, в результате которого губчатый свинец затвердевает и сжимается. Как  следствие - уменьшение емкости аккумулятора. Чтобы противодействовать сжатию, в пасту отрицательных пластин во время их изготовления добавляют расширители. Активный материал поверхностных пластин также подвергается усадке со временем, теряя емкость. 


Уважаемые посетители! При желании, в форме ниже Вы можете оставить свой комментарий. Внимание! Рекламный спам, сообщения не относящиеся к теме статьи, оскорбительного или угрожающего характера, призывающие и/или расжигающие межнациональную вражду будут удалены без объяснений



captcha