18.01.2017
Аккумулятор
Аккумулятор – дословно это накопитель. Способен накапливать энергию и отдавать ее в какое либо другое время.
Активная масса
Это составляющая часть электродов, которая претерпевает химические преобразования при прохождении электрического тока.
Ампер (A):
Это единица силы тока.
Ампер,час (А*ч)
Это мера электрической энергии, равная произведению силы тока в амперах на время в часах.
Баретки
Это токопроводящие элементы, соединяющие одноименные электроды одной ячейки.
Батарея
В данном случае подразумевается аккумуляторная батарея (АКБ).
Блок электродов в сборе
Это блок, состоящий из положительных и отрицательных электродов, а также сепараторов, входящих в комплект одной ячейки.
Вода
В данном пособии под этим понятием подразумевается только дистиллированная вода.
Вода для доливки
Эта вода, которая используется для возмещения потерь электролита в результате электролитического разложения воды или испарения. Такая вода должна соответствовать нормативу VDE 0510 в отношении содержания примесей. Доливать в батарею можно только дистиллированную воду! Ни в коем случае нельзя применять водопроводную воду.
Вольт (В)
Это мера напряжения.
Выпрямитель
Выпрямитель позволяет преобразовывать переменный ток в постоянный.
Газообразование
Речь идет об образовании газов на электродах свинцового аккумулятора. Особенно обильно выделяется гремучий газ в конечной фазе заряда свинцового аккумулятора. Этот газ образуется в результате разложения содержащейся в электролите воды на водород и кислород.
Генератор
Так называют электродинамический источник тока, который приводится от вала автомобильного двигателя и служит для заряда аккумуляторной батареи и питания потребителей, подключенных к бортовой сети. Обычно применяются генераторы переменного тока с выпрямителями.
Глубокий разряд
Это отбор тока, который приводит к полному разряду батареи. Батарея считается полностью разряженной, если плотность электролита не превышает 1,14 г/см3, а ЭДС ниже 11,9 В.
Гремучий газ
Это взрывоопасная смесь водорода и кислорода.
Денсиметр (Ареометр)
Это прибор, состоящий из стеклянной трубки, поплавка и резиновой груши. На поплавок нанесены штрихи для определения плотности электролита.
Дистиллированная вода
Дистиллированная вода доливается в батарею для возмещения ее потерь в результате газообразования, а также вследствие испарения. Она должна соответствовать определенным требованиям к чистоте от примесей (см. норматив VDE 0510). Для доливки аккумуляторных батарей следует использовать исключительно дистиллированную воду!
Диффузия
Под химической диффузией понимают неупорядоченное движение частиц жидкостей или газов, которое приводит к выравниванию их концентраций во всем занимаемом объеме.
Емкость батареи
Это величина электрической энергии, которую может отдать аккумуляторная батарея. Она измеряется в ампер-часах (А*ч).
Заряд
Это процесс преобразования электрической энергии в химическую при протекании тока через батарею в соответствующем направлении.
Зарядный ток
Это ток, при котором заряжается батарея. Ограничивать 10% от номинальной емкости аккумулятора.
Конечное напряжение
Это установленное нормативами значение напряжение, до которого допускается его снижение при разряде батареи током определенной величины. При достижении конечного напряжения процесс разряда считается законченным. Для автомобильных АКБ оно равно 12,0 Вольт.
Коэффициент преобразования энергии
Это отношение электрической энергии, затраченной при полном заряде батареи, к энергии, которая ранее была ею отдана.
Метки для определения уровня электролита
Эти метки позволяют определить положение уровня относительно допустимых значений.
Моноблок
Это корпус батареи, разделенный перегородками на отдельные ячейки.
Напряжение заряда
Это напряжение, под которым производится заряд батареи. До 14,4 Вольт
Напряжение на клеммах
Это напряжение между полюсными выводами батареи.
Напряжение перезаряда
Это напряжение, при превышении которого резко увеличивается газообразование. Любое напряжение выше 14,4 Вольт!
Номинальные значения
Это установленные стандартами DIN 40729 и DIN 72311 значения напряжения, емкости, плотности, температуры и т. п. Например: номинальное напряжение аккумуляторной батареи это произведение номинального напряжения свинцового аккумулятора (2,1 В) на число последовательно включенных аккумуляторов или ячеек (например, 6 ячеек у 12 вольтовой батареи).
Номинальная емкость
Это количество электрической энергии, которую может отдать батарея в режиме 20 часового разряда током равным I=емкость/20. Разряд ведется до напряжения 10,8 Вольт.
Крышка аккумулятора
Эта крышка закрывает все ячейки батареи. Она соединяется с моноблоком посредством контактно-тепловой сварки.
Отвод газов / Вентиляция батареи
У стартерных батарей образующиеся при их эксплуатации газы обычно отводятся через пластиковую трубку в безопасное место.
Отрицательный электрод
Это электрод, активная масса которого у заряженной батареи состоит из губчатого свинца.
Полюсные клеммы (терминалы)
Это наконечники соединительных кабелей, которые закрепляются на них посредством пайки или винтов.
Плотность электролита
Это характеристика физического тела, равная отношению его массы к занимаемому объему. Она измеряется в кг/л или в г/см3.
Полный заряд
Это заряд батареи, при достижении которого прекращается процесс химического преобразования энергии. Свинцовая батарея считается полностью заряженной, если в последней фазе ее заряда плотность электролита и напряжение на выводах стабилизировались и НРЦ батареи достигло напряжения 13,8 Вольт.
Положительный электрод
Это электрод, активная масса которого у заряженной батареи состоит из двуокиси свинца (PbO2).
Полюсные выводы
Полюсные выводы служат для подвода зарядного тока и для его отдачи под общим напряжением батареи.
Последовательное соединение
При последовательном соединении (например, два АКБ в грузовике или автобусе) соединяются разноименные выводы соседних акб.
Пробка центральной вентиляции
У батарей с центральной системой вентиляции эта пробка служит для перекрытия газоотводного отверстия в крышке батареи. У батарей с жидким электролитом этой пробкой закрывается газоотводное отверстие только с одной стороны батареи. Эту пробку не следует путать с пробкой ячейки.
Пробки ячеек
Эти пробки закрывают отверстия ячеек в крышке батареи.
Пусковая мощность
Это мощность, которая требуется для пуска двигателя.
Разряд батареи
Это переход химической энергии в электрическую.
Решетка электрода
Решетка электрода служит для удерживания активной массы, а также для подвода и отвода тока к ней. Применяются свинцовые решетки.
Саморазряд
Это разряд батареи в результате протекания определенных химических процессов в ней, без отдачи тока каким-либо потребителям.
Свинцовая батарея
Это батарея с свинцовыми решетками электродов, причем у заряженной батареи активная масса положительных электродов состоит из двуокиси свинца, а активная масса отрицательных электродов – из губчатого свинца. В качестве электролита такой батареи служит водный раствор серной кислоты.
Сепаратор
Это установленный между разноименными электродами разделитель, который пропускает ионы. В батареях с жидким электролитом обычно применяются сепараторы из полиэтилена, а батареи типа AGM оснащаются сепараторами из нетканных материалов.
Серная кислота (H2SO4)
Эта кислота используется для получения электролита путем ее разбавления водой.
Срок службы батареи
Это время эксплуатации батареи до ее перехода в негодное состояние. Обычно это 3-4 года
Стартерная батарея
Все автомобильные аккумуляторы стартерные. От тяговых их отличает большее количество электродов, которые при пуске мотора представляют собой обычный плоский конденсатор. Отсюда и мощные пусковые токи. Автомобильные аккумуляторы используется для пуска двигателя и питания его системы зажигания.
Степень заряженности
Это величина, которая характеризует использование емкости батареи. 12,7В напряжение полностью заряженной АКБ (11,9В это 0% заряда)
Сульфатация
Это процесс превращения активной массы свинцовой батареи в крупнокристаллический сульфат свинца. И более "опасный" для АКБ сульфат кальция.
Ток холодной прокрутки по стандартам EN и DIN
Это заявленный производителем разрядный ток, по величине которого судят о способности батареи обеспечивать пуск двигателя при низких температурах. Токи холодной прокрутки по стандартам EN и DIN – это различные по величине токи, которые прежде всего служат для определения пусковых качеств батарей при низких температурах, но при отличающихся условиях их испытаний, которые приведены в новом стандарте EN или в старом стандарте DIN. Поэтому на корпус батареи наносятся два значения тока холодной прокрутки. Например, для батареи емкостью 60 А·ч может быть указан ток силой 480 А по стандарту EN и 280 А по стандарту DIN. Этот ток батарея должна отдавать при температуре –18°C в течение различных промежутков времени, так как конечное напряжение установлено этими стандартами на различных уровнях. Например, в соответствии со стандартом EN батарея емкостью 60 А·ч должна отдавать ток силой 480 А при температуре –18°C в течение 10 секунд, причем напряжение не должно упасть ниже 7,5 В. Через 10 секунд выдержки батарея вновь нагружается, но током 280 А при той же температуре. Этот ток она должна отдавать в течение 133 секунд, причем напряжение не должно упасть ниже 6 В.
Уровень электролита
В данном случае подразумевается уровень жидкого электролита в ячейках батареи. Min. уровень - на 1см выше уровня электродов.
Ускоренный заряд батареи
Это заряд током, который значительно превосходит его обычные значения. При этом сокращается время заряда, но полная емкость батареи не используется. Внимание! Не следует применять режим ускоренного заряда батареи обычным ЗУ, так как он может привести к ее повреждению. Для ускоренного заряда применять только ЗУС Версия-4 ТОР
Уровень электролита
В данном случае речь идет об уровне жидкого электролита в аккумуляторе.
ЭДС батареи (НРЦ)
Это установившееся напряжение на полюсных выводах батареи при разомкнутой цепи, при полном отсутствии токов заряда или разряда
Электролит
Это жидкость, обладающей ионной проводимостью. Способна проводить электрический ток между погруженными в нее электродами . В качестве электролита используется, например, разбавленная водой серная кислота.
SAE
Это автомобильный стандарт США (Society of Automotive Engineers)
EN
Сокращение от "Europe Norm" (Европейский стандарт).